Каркас откатных ворот: чертеж
При строительстве ограждений немаловажным вопросом является обустройство въезда. Удобно и практично иметь ворота, оснащенные механизмами, которые облегчают их открытие. К таковым относятся откатные ворота. Их конструкция довольно проста, что объясняет большую популярность. Сделать ее своими руками не представляет особого труда.
Устройство и принцип действия откатных ворот
Основным элементом системы въезда является устройство, на которое приходится большая часть нагрузки. Его конструкция определяет тип откатного механизма. Существует 4 вида откатных механизмов:
- Рельсовый
Надежность ворот задают специальные ролики, которые закрепляются в нижней части каркаса створки. Вся масса откатного полотна равномерно распределяется между роликами. Движение створки происходит по направляющей (рельсе), которая монтируется в основание (грунт). Особенностью откатного механизма является отсутствие ограничений по длине и высоте открывающегося полотна. Благодаря равномерному распределению нагрузки ворота можно планировать в виде изогнутой конструкции, состоящей из небольших секций, соединенных между собой.
- Консольный
Принцип работы отличается от рельсовых ворот. В данном типе ролики также присутствуют, однако, они закреплены неподвижно. Перемещение створки происходит по роликам без особого усилия в состоянии равновесия. Есть один минус в использовании конструкции – створка должна иметь определенные размеры и вес не должен быть слишком большим. Поэтому, для облицовки нужно брать облегченные материалы.
- Подвесной
Отличие модели состоит в способе крепления полотна. Створка подвешивается на верхнюю балку, по которой и происходит перемещение за счет роликов, которые могут устанавливаться, как на самом полотне ворот, так и на верхней балке. Второй вариант больше используются при обустройстве промышленных зон, складов и ангаров. Недостатком такой конструкции является ограничение по высоте, кроме того, верхняя балка должна быть особенно прочной. Откатные ворота работают по принципу шкафа-купе. Плюсом конструкции является то, что верхнюю балку можно спроектировать сразу для нескольких створок, разъезжающихся в разные стороны, или отодвигающихся все вместе в одну сторону. Такой особенности нет у других конструкций ворот.
- Консольный подвесного типа
По внешнему виду похожи на подвесные. Используются для небольших территорий с прямым въездом шириной до 4-х метров. Конструкция имеет две крепкие опоры, на которые навешиваются облегченные створки.
Для правильной и надежной работы откатных механизмов следует придерживаться следующих основных требований:
- соблюдение балансировки открывающегося полотна. Малейший перекос приведет к появлению усилий при открытии и закрытии ворот, а значит, ускорит выход из строя механизма;
- подбор только качественной фурнитуры: ролики, направляющие, балки, уловители, запоры. В противном случае устройство въезда долго не прослужит.
По ширине проезда откатные системы делятся на 3 типа:
- до 4,5 метров – применяются легкие сварные конструкции на въездах частных домовладений
- от 4,5 до 12 метров – требует надежного и крепкого каркаса. Устанавливаются на въезде предприятий и организаций, где не требуется ограничение по высоте
- свыше 12 метров – используют верхнюю балку с усиленными роликами. Монтируются ворота в арках зданий и сооружений.
Плюсы откатных конструкций:
- не требуют очистки въезда от выпавшего снега;
- большинство видов ворот не нуждаются в ограничении по высоте;
- высокая устойчивость к ветровому подпору;
- трудно взламываются.
Минусы:
- необходимо дополнительное (свободное) место для отката полотна;
- в некоторых конструкциях требуется надежный фундамент для столбов.
Определяемся с размерами и проектируем чертеж
Перед заготовкой необходимых материалов и инструментов важным условием правильной установки ворот, является создание эскиза или чертежа, на котором будут указаны все размеры и расчеты, используемые при строительстве въезда. Основополагающим вопросом при выполнении чертежа считается точное определение габаритов будущей конструкции, а именно ширины проезда, от которой зависят дальнейшие вычисления. Кроме того, учитываются:
- ширина и длина автотранспортных средств, которые будут парковаться на территории участка;
- угол, под которым заезжает авто;
- безопасное расстояние между самим автомобилем и опорами ограждения (принимается равным 30-50 сантиметров в каждую сторону).
Совет. При въезде авто через ворота под углом, ширину проезда рекомендуется увеличить в два раза. Это объясняется неопытностью водителя и необходимостью провоза крупногабаритных грузов. Целесообразно принимать ширину проема в 4,5 метра.
Высота откатной части зависит от желания хозяина, но лучше, если полотно будет смотреться одинаково с забором и не выпирать. Следует также учесть, что между створкой и поверхностью земли оставляют небольшой зазор до 10 сантиметров. Откатные ворота представляют простую конструкцию, понимание принципа работы которой, позволяет изготовить чертежи собственноручно и провести нужные расчеты.
Необходимые материалы и инструменты
Комплектующие, которые понадобятся при создании проезда, без труда можно приобрести в строительном магазине. Комплекты условно разделяют на три группы в зависимости от размера проема и массы полотна:
- 4-х метровый проезд с воротами до 400 кг
- от 4 до 6 метров шириной и до 600 кг вес полотна
- свыше 6-ти метров и массой более 600 кг.
В набор входят:
- направляющая рельса;
- ролик опорный и концевой;
- платформа поддерживающая;
- скобы и заглушки;
- улавливатели для верха и низа.
Рельс (швеллер) обеспечивает конструкции отличную жесткость и не деформируется при внешнем воздействии (сильный ветер или случайный удар). Кроме слесарного инструмента необходимо подготовить оборудование и приспособления для других видов работ: сварочный аппарат, болгарка, шлифмашинка с набором кругов, шуруповерт и уровень.
При создании ворот с деревянной обшивкой необходимо запастись инструментарием для обработки древесины.
Ворота откатные своими руками: поэтапная инструкция
Чтобы ворота получились максимально надежными и не пришлось бы потом что-либо переделывать, процесс строительства въезда разбивают на циклы:
- Возведение опор ограждения.
- Выполнение фундамента.
- Изготовление каркаса откатных ворот и полотен будущей конструкции.
- Установка готовой модели.
Совет. Успеха в деле можно достичь только в том случае, если работы выполнять планомерно с большой ответственностью.
Установка столбов
Это первое, что необходимо сделать. Опоры должны быть прочными, поскольку от них зависит устойчивость всей конструкции. В качестве материала для стоек используется массивный дубовый брус, металлический профиль, кирпич, бетон. Столбы для забора монтируются на глубину свыше одного метра, а в местах, где грунтовые воды расположены слишком близко к поверхности, обустраивается фундаментное основание.
Монтируем фундамент
Основание целесообразно укладывать под все стойки ворот, поскольку малейший перекос конструкции приведет к увеличению нагрузки на комплектующие въезда и быстрому выходу из строя. Под роликовые тележки предусматривают железобетонное основание с широким металлическим швеллером. Его также удобно использовать под крепление электропривода. Выбор автоматики выполняется в зависимости от конструкции откатных ворот. Множество примеров можно найти в интернете, задав соответствующий запрос.
Обустройство фундамента выполняют в следующей последовательности:
- выкапывают приямок на глубину ниже промерзания грунта
- из арматуры заготавливают куски разной длины (полутораметровые и 20-ти сантиметровые для перемычек)
- длинные участки прута сваривают со швеллером, выдерживая расстояние в 30 сантиметров
- противоположная арматура соединяется металлическими перемычками
- в приямок помещают закладной элемент, швеллер выравнивают по уровню участка
- обустраивают опалубку с армированием
- приямок заполняется бетонным раствором.
Готовое основание должно выстояться в течение 30 дней, чтобы раствор затвердел до максимума.
Свариваем створку ворот
Работы производят на горизонтальной поверхности. По всей площади на землю укладывают бруски в виде сетки.
- Сваривают наружный каркас.
- Внутри фиксируют дополнительные поперечины, которые необходимы для крепления листа створки.
- Полотно сваркой крепят к каркасу, зачищают и обрабатывают грунтовкой.
- После высыхания поверхность листа покрывается двумя слоями лакокрасочного материала.
- Крепят обшивку на створку.
Установка ворот
Осуществляется в следующей последовательности:
- Выполняют разметку места монтажа опорных столбов и определяют линию движения роликов.
- Приваривают их к створке, навешивают регулировочные пластины.
- Устанавливают полотно.
- Створку ворот выставляют в горизонтальное положение.
- Закрепляют роликовые улавливатели.
- Осуществляют завершающую регулировку полотна, устанавливают заглушку и закрашивают места сварки.
Обшивка и покраска
Ворота должны выглядеть привлекательно и индивидуально. Поэтому, заранее необходимо позаботиться о дизайне въезда. Створку можно покрасить или обшить материалом, например, профлистом, вагонкой, филенкой. Очень эффектно будет смотреться ковка на полотне. Все зависит от желаний и финансовых возможностей хозяина.
Работа по созданию своего собственного въезда интересна и не требует особых познаний в слесарном деле. Главное – правильно и внимательно отнестись к выполнению поставленной задачи. Достижение сбалансированности конструкции и обеспечение механизма качественными материалами позволит эксплуатировать откатные ворота без особых проблем долгие годы.